Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность проектно-исследовательской деятельности 6
1.2. Исторический обзор и развитие методики проектно-исследовательской деятельности 8
1.3. Особенности проектно-исследовательской деятельности в начальной школе 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 15
2.1. Специфика уроков технологии в начальной школе 15
2.2. Методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии 17
2.3. Проблемы и перспективы внедрения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, умения решать практические задачи и принимать обоснованные решения. В этом контексте проектно-исследовательская деятельность приобретает особую значимость, так как она способствует формированию у детей ключевых компетенций и творческого потенциала. Особую роль проектно-исследовательская деятельность играет на уроках технологии в начальной школе, где у детей есть возможность воплотить свои идеи в конкретные изделия, проекты и исследования, что усиливает мотивацию к обучению и развивает практические навыки.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс начальной школы позволяет детям не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, что является важным аспектом в формировании у них целостного восприятия окружающего мира. Уроки технологии, благодаря своей практико-ориентированной направленности, становятся идеальной площадкой для реализации проектно-исследовательских подходов. Дети учатся работать в команде, планировать свою деятельность, исследовать и анализировать информацию, что способствует их всестороннему развитию и подготовке к дальнейшему обучению [2].
Изучением роли метода проектов в области образования занимались ведущие русские педагоги такие, как С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенин и другие, которые отмечали его положительные стороны. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л. А. Казанцевой, Г. В. Макотровой, А. В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, О. И. Митрош, В. П. Ушачевым [13].
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении знаний о проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, а также в раскрытии её потенциала для развития творческих и исследовательских навыков у младших школьников. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших научных работ в области педагогики и методики преподавания технологии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для учителей начальной школы по эффективной организации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии. Эти рекомендации могут быть использованы для повышения качества образовательного процесса и развития у учащихся ключевых компетенций.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и методик реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии в начальной школе.
Объектом исследования является процесс обучения технологии в начальной школе.
Предметом исследования выступают методы и формы реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность проектно-исследовательской деятельности;
2. Проанализировать историческое развитие и современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе;
3. Выделить особенности проектно-исследовательской деятельности в начальной школе;
4. Исследовать специфику проведения проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии;
5. Рассмотреть методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе;
6. Определить проблемы и перспективы внедрения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по вопросам реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии в начальной школе. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и сущность проектно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность – это совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность школьников с одной общей целью, поставленными задачами, согласованными методами, методами деятельности, направленными на достижение общего результата. Главный момент проектной деятельности – это реализация возможных представлений о конечном результате, этапов проекта (выбор темы, разработка плана, обозначение целей и задач, доступность и оптимальность средств деятельности, составление программ и осуществление реализации проекта), также его осмысление и самоанализ результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность представляет собой совокупность методов и форм обучения, направленных на активное вовлечение учащихся в процесс познания и самостоятельного исследования. В основе этой деятельности лежит реализация ученических проектов, которые включают в себя постановку проблемы, сбор и анализ информации, формулирование выводов и представление результатов.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, в которой учащиеся через проектную работу и исследование решают практические и теоретические задачи. Проекты могут носить индивидуальный или групповой характер, а их тематика может быть связана с различными учебными предметами и жизненными ситуациями [6].
Сущность проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что она позволяет учащимся не только усваивать знания, но и применять их на практике. Основные черты проектно-исследовательской деятельности включают:
1. Проблемная направленность: учащиеся сталкиваются с реальной или воображаемой проблемой, которую необходимо решить. Это стимулирует критическое мышление и исследовательские навыки.
2. Самостоятельность и ответственность: учащиеся самостоятельно планируют и выполняют проектные задания, что способствует развитию навыков самоорганизации и ответственности за результат.
3. Практическая значимость: результаты проектной деятельности имеют практическую ценность и могут быть применены в реальной жизни или учебной практике.
4. Межпредметные связи: проекты часто требуют интеграции знаний из разных учебных дисциплин, что способствует целостному восприятию мира.
5. Командная работа: проекты могут выполняться в группах, что развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде [23].
Проектно-исследовательская деятельность включает несколько ключевых этапов:
1. Определение актуальной и интересной для учащихся темы, формулирование проблемы или задачи.
2. Разработка плана действий, распределение обязанностей (если проект выполняется в группе), определение методов и ресурсов.
3. Поиск необходимых данных, проведение исследований, экспериментов или наблюдений, анализ полученных результатов.
4. Разработка и выполнение проекта – создание продукта, который является результатом проекта (например, модель, презентация, отчет и т.д.).
5. Представление результатов работы перед классом, учителем или другой аудиторией.
6. Оценка процесса и результатов проекта, анализ допущенных ошибок и выявление возможностей для улучшения [18].
В последние годы слова «проектно-исследовательская деятельность» прочно вошли в лексикон учителей-практиков. Имеющийся практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет утверждать, что её специфика заключается в большом педагогическом потенциале и в высокой степени эффективности, что объясняется несколькими факторами:
• мотивацией учащихся к самостоятельной деятельности;
• личной значимостью результата проектно-исследовательской деятельности;
• самообразование и самовоспитание.
Результативность проектно-исследовательской деятельности учащихся заключается в том, что она обеспечивает:
• формирование исследовательского типа мышления;
• сформированность общеучебных информационных умений;
• освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
• более осознанный подход к выбору профессии и жизненных установок.
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию у учащихся целого ряда ключевых компетенций, таких как исследовательские навыки, критическое мышление, умение работать в команде и самостоятельно решать задачи. В начальной школе такие проекты часто носят игровой и творческий характер, что делает процесс обучения увлекательным и мотивирующим для детей [17].
1.2. Исторический обзор и развитие методики проектно-исследовательской деятельности
Проектно-исследовательская деятельность как метод обучения имеет глубокие исторические корни и развивалась на протяжении столетий, трансформируясь в ответ на изменения в образовательных подходах и потребностях общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажук, О. В., Демидович, Е. А. К вопросу об использовании технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе // КПЖ. – 2021. – №2 (145). – С. 163-168.
2. Бакирова, А. Л. Формирование ключевых компетенций на уроках технологии через проектную и исследовательскую деятельность / А. Л. Бакирова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 1(3). – С. 207-210.
3. Бородачева, Н. В. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии / Н. В. Бородачева // Артемовские чтения «продуктивное обучение: опыт и перспективы»: материалы XI Международной научной конференции, Самара, 14–16 февраля 2019 года. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2019. – С. 49-53.
4. Бритвина, Л. В. Проектная и исследовательская деятельность школьников на уроках технологии / Л. В. Бритвина // Лучшие педагогические практики по организации проектной и исследовательской деятельности школьников: Материалы межрегионального конкурса, Липецк, 19 сентября – 07 октября 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 5-9.
5. Веклич, С. Н. Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии / С. Н. Веклич, О. В. Симович / Актуальные вопросы развития образовательной области «Технология»: материалы VII Международная научно-практическая конференция, 6 дек. 2011 г. – Комсомольск-на-Амуре, 2012. – С.137–148.
6. Волкова, Ю. В. Использование проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности / Ю. В. Волкова // Образование. Технологии. Качество: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 24–25 марта 2023 года. – Саратов: Издательство "Перо", 2023. – С. 16-20.
7. Воробьева, М. Р. Организация проектно-исследовательской деятельности / М. Р. Воробьева // Студенческий. – 2021. – № 2-3(130). – С. 18-19.
8. Галченко, Т. Г. Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии / Т. Г. Галченко // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 т., Губкин, 18 апреля 2019 года. Том 3. – Губкин: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2019. – С. 171-173.
9. Гилёва, Е. А. История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа. – 2007. – №4. – С. 17-19.
10. Голдобина, Т. В. Развитие творческого потенциала учащихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии / Т. В. Голдобина, Н. А. Пальчикова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 3-3(31). – С. 17-19.
11. Губарева, А. К. Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках технологии / А. К. Губарева // Актуальные проблемы современного образования. – 2016. – № 1(20). – С. 103-109.
12. Зайцев, В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник ЮУрГГПУ. – 2017. – №6. – С. 52-62.
13. Иванова, К. В. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников на уроках технологии / К. В. Иванова, Т. Л. Бородина // Особенности технолого-технической подготовки молодых специалистов: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 30-летию технолого-экономического факультета, Чебоксары, 19 марта 2021 года. – Чебоксары: Чувашский гос. педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. – С. 59-62.
14. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. – № 2.
15. Идиатуллин, А. В. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в школе / А. В. Идиатуллин, Л. Т. Идиатуллина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 03 мая 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 94-96.
16. Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей / Р.И. Маркова, В. Н. Резванцева, Г. В. Сторожева, Л. И. Юдкина // Молодой ученый. – 2017. – № 7 (141). – С. 449-450.
17. Коваленко, Н. С. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе // Методические материалы ГБОУ Гимназия №52. – 2019. – С. 40.
18. Козлова, О. Л. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на начальной ступени обучения / О. Л. Козлова // Конструктивные педагогические заметки. – 2021. – № 9-1(15). – С. 193-211.
19. Матяш, Н. В., Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителей начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – С. 112.
20. Московченко, Н. Н. Проектно-исследовательская деятельность как особая философия образования на уроках технологии / Н. Н. Московченко // Методист. – 2023. – № 3. – С. 55-57.
21. Научно-педагогическое наследие педагогов России: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. – 2017. – №1. – C. 47-51.
22. Перекрестова, Г. И. Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе / Г. И. Перекрестова, В. И. Тупикина // Cовременное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Липецк, 30 октября 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный пед. университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 55-60.
23. Семенова, Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник ТГПУ. – 2012. – №11 (126). – С. 209-211.
24. Хачетурова, И. А. Проектная деятельность второклассников: из опыта работы / И. А. Хачетурова // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. – 2018. – № 6. – С. 9-12.
25. Шугаева, Е. С. Применение метода творческих проектов на уроках технологии / Е. С. Шугаева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 07–09 декабря 2022 года / Под редакцией М.С. Розовой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 386-387.